nilloleg

Categories:

Шоу, кумиры, архетипы

Виктор Цой - фигура в нашей культурной жизни весьма интересная. Цой  был культурным феноменом, достойным изучения. Феноменом, появившимся в  сложный для страны и народа период. Он был не первым народным кумиром,  до него можно обозначить примерно такие же в некотором смысле  архетипические фигуры в XX и XIX веках.

По большому счёту он стал кумиром не потому что был музыкантом, а потому что был поэтом.

Примерно  так же культивировался в ХХ веке после смерти Есенин и Маяковский, за  сто лет до них Лермонтов и Пушкин. Незадолго до Цоя - Высоцкий также  отчасти в этой культурной матрице. Аналогии вполне уместны. Все они  также собирали огромные залы с огромной аудиторией, их стихами  зачитывались, их песнями заслушивались. На их именах всегда наваривались  разные гешефтмахеры.

Разве что теперь они будто бы исчезли. Им на смену пришли... Даже слово сложно подобрать, кто пришёл...

Поэты обозначали для своего поколения важные смыслы,  связанные с преобразованием общества, с переменами. Не будем пока  обозначать и оценивать суть этих перемен. Попробуем оценить культурную  матрицу, из которой они и их творчество выросло.

Да, Пушкин более  величественный, он первый обозначил эту матрицу, он пророк и философ,  Лермонтов и Есенин более талантливые, возвышенные, Маяковский и Высоцкий  более приземлённые, но выражают они все один архетип, их фигуры несут  некое общее послание, которое сложно выразить лексической формой.  Попробуем разобраться, что эти поэты символизируют с точки зрения  психологии коллективного бессознательного.

Что такое архетип. Это  центральное понятие в теории коллективного бессознательного психолога  Карла Густава Юнга. Под архетипами понимаются глубинные идеальные  собирательные образы с мощной культурной составляющей. Их можно  охарактеризовать несколькими основными чертами: во-первых, архетипы  проявляют себя во всех культурах без исключения, в каждом временном  периоде. Во-вторых, они устойчивы, обладают четкими положительными и  отрицательными чертами, имеют многочисленные отражения в мифах, сказках,  а в современном мире - в литературных и кинематографических  произведениях. И в третьих, важным признаком архетипа является то, что  каждый человек реагирует на эти образы глубоко и эмоционально, они  всегда производят на него впечатление, вызывают положительную или  негативную реакцию. 

Согласитесь, не всякий поэт или певец может глаголом жечь сердца людей, лирой пробуждать чувства добрые.

Умерев  молодыми, они обрели бессмертие. Со смертью каждого связана масса  мифов, конспирологических теорий. Мифологизируется и жизнь этих поэтов.  Все они прошли сложный путь архетипа Героя, их жизни - это всегда нечто  легендарное, всегда некое скрытое послание.

Поэт всегда живёт в  соприкосновении с коллективным бессознательным, это он выражает в своём  творчестве. Но творчеством становится и жизнь поэта.

Хочется ещё  отметить важный момент. Архетипическим фигурам, кумирам всегда тянет  соответствовать, подражать, быть похожими на них. Молодёжь пытается и  внешне и внутренне приобщиться к кумиру. Ребята одеваются как кумир,  берут его модели поведения, следуют его заветам. Это зачастую не  осознаётся человеком, подражание - иррационально.

Ранняя  смерть такого поэта оставляет его вечно молодым, даёт ему бессмертие,  оставляет его образ незамутнённым, чистым, что ещё сильнее привязывает  поклонников.

На примере Виктора Цоя можно видеть, как это  происходило. Его предшественники не были настолько идолизированы, им так  не молились. Тогда были иные формы поклонения. Но их культ был и  сохраняется до сих пор.

Что это за Герой, который столь отзывается русской душе? 

С  одной стороны это собственно Герой, в образе Бунтаря и Искателя, с  другой стороны это Поэт. От него всегда ждут некоего откровения,  правды-матки. Это архетипический образ Скомороха, но не в шутовской его  ипостаси, а в ипостаси спасителя душ, того, кто показывает путь и ведёт  по нему. Это и русский сказочный архетип Иванушки-дурачка. Который,  конечно же, не глуп, а очень даже мудр, т.к. ведает задним умом то, что  никогда не понять тем, кого считают умниками.

Это и шаман, ведающий лад и ритм природы, вводящий в изменённое состояние сознания. 

Поэт  - это жрец слова, это всегда жизнерекущий, предрекающий будущее,  понимающий или предчувствующий прошлое и настоящее. Он ведает время, он  ведёт из прошлого в будущее. Ведая слово, владея им, он умеет подобрать  то самое Слово, которое может стать магическим, и магию эту может  подарить другим. Это и описанный Пушкиным архетип Пророка. 

Если  следовать философии К.Г.Юнга, то истоки пророчества лежат в коллективном  бессознательном. Но какова природа этих прозрений, и в чем собственно  состоит феномен пророчества – нельзя объяснить только при помощи  концепции структуры личности и психической жизни человека. Человек с  “тонкой душой” легче касается этого бессознательного.

Пророк, жрец  соединяет два пути: правый образный, экстатический и левый логический,  медитативный - это отчасти отражено в наших полушария головного мозга. И  магия поэзии заключается в умении соединить оба потока транса -  экстатический и медитативный. 

Стихи насыщены информацией в разы  больше, чем тексты прозаические, они всегда более глубокомысленные.  Идея, выраженная ритмическим и рифмованным стихотворением, становится  чем-то большим, чем просто набором слов или красивой песней. Это больше,  чем логическая конструкция философа, больше, чем мудрая пословица или  поговорка, больше, чем картина художника. Это как откровение срединного  пути между Инь и Ян, между логичностью и образностью.

Конечно,  встречается среди стихов и рифмованный бред и графоманская белиберда и  попса, но это всё уже не поэзия, и соответственно проверку временем не  проходит. Такое убожество ещё может спасти въедливый мотивчик или  вводящий в эйфорический транс ритм. Очень непритязательная публика  готова к таким песенкам. Но такую назойливую муху, порождённую навозной  кучей, хочется прогнать. В отличие от бабочки, рождённой в цветах,  которой хочется любоваться.

Конечно, когда за дело берутся  гешефтмахеры, то поэта можно слепить и из такого дегенерата, как Алишер  Валеев, Алексей Узенюк и им подобные. Подменить архетип Героя на архетип  Трикстера. Об этом мы писали тут:

КАК ГОЛЛИВУД УБИЛ ГЕРОЯ или АПОФЕОЗ ТРИКСТЕРИАНЫ,

Мамблы в битве за души детей

Институт «мусорных королев» и «сортирных принцев» (18+)

Тем более грустно, что на архетипах давным-давно стали зарабатывать, использовать их для обыдления толпы...

Редко  кто из нас не писал стихи, редко кто не любит поэзию или хотя бы песни.  Конечно, в отношении к поэзии многое зависит от развития личности. Не  всем дано писать, не всем дано понимать литературное слово. 

Вообще  поэзия - это путь в коллективное бессознательное, к самым скрытым его  тайнам. Просто кто-то прокладывает туда дорогу сам, кто-то идёт за  пророками, а кто-то глух к этому, ограничен тем, что у него не  включается правое полушарие головного мозга, а для левого скрытые смыслы  образов просто не существуют. И пророчицу Кассандру надо, по его  мнению, высмеять, если вообще не сжечь, дабы не смущала своими  пророчествами и откровениями.

Возвращаясь к нашим поэтам, можно  сказать, что смыслы, открытые ими, перевернули сознание людей, дали им  новые ориентиры в осмыслении собственного места в мире, собственного  восприятия архетипов и коллективного бессознательного.

Конечно,  деятельность этих поэтов можно рассматривать и как деструктивную.  Особенно деятельность Виктора Цоя. Конечно, можно записать его и в  череду разрушителей СССР. Но если быть до конца честными, мы все отчасти  виноваты в том, что не отстояли единство нашей Родины. А крайнего  всегда можно отыскать, это такая форма психологической защиты как для  отдельной личности, так и для всего общества - искать крайних - козлов  отпущения. Свою роль в этой трагедии сыграли многие. Цой отыграл её, как  культурный триггер, на матричном уровне, создав философию  индивидуалиста-бездельника (“ооо, мама, мама, я бездельник”), но и  заставив многих думать, размышлять, созерцать, ждать, бороться, искать, -  словом, каждый нашёл своё действие, свою модель поведения, свою матрицу  поступка. 

В любом случае этот культурный феномен заслуживает  внимания и изчения, тем более, что проверку временем он прошёл. И на  стенах продолжают писать: “Цой жив”.

Подпишитесь на наш канал НЕРАЗБУДДИЗМ 

promo nilloleg april 22, 2016 09:17 15
Buy for 20 tokens
Видите эту юную, глазастую девушку на фотографии? Красивая, не так ли? Не заглядывая в статью, попробуйте представить, чем занимается эта милая девушка с Сахалина с зашкаливающей няшностью, так сказать? Просто забейте в поиск «катя кловер», уберите безопасные настройки и…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded