nilloleg

Category:

Фетишизм, вещизм и ониомания - болезни потребительского общества

Спонтанные покупки. Бывало?  Покупка дорогих вещей, ценность которых оказывалась сомнительной. Тоже  было? А мечта о каком-то предмете или вещи, доходящая до вожделения?  Если не у вас, то у некоторых знакомых было, не так ли? Или постоянная  гонка за скидками и распродажами. 

Почему мы столько потребляем ненужного и вредного? Зачем нам столько всего? Какую пустоту замещает потребление в нашей душе?

Разбираемся… 

Все  мы сталкиваемся с разными девиациями или отклонениями поведения:  зависимость от психотропных веществ, агрессия и пр. Но кроме этого уже  давно сформировались и потребительские девиации. Мы все в той или иной  степени им подвержены.

Система потребительского общества подчас не  просто направляет наше поведение, но и диктует, задаёт подсознательно  мотивацию, формирует модели поведения. 

Начнём с того, что любая вещь, полученная нами, компенсирует то, чего нам недостает в психологическом плане.

Получать и отдавать - это одна из основ поведения. Недаром часто у детей первое слово не “мама”, а “дай”.

Ребёнок  до 1 года всё тянет в рот, т.е. всё ему необходимо попробовать и  изучить самыми мощными на тот момент рецепторами - вкусовыми. 

В дальнейшем вещь должна быть пережёвана и ассимилирована.

Но порой пережевать не удаётся, и тогда человек её просто проглатывает. 

Т.е.  ребёнок становится потребителем, не понимающим суть и смысл вещей.  Слово “дай” становится основой его бытия. Пользоваться вещью он не  умеет, ему важно обладать ею. 

Часто это выражается так: родители  заваливают ребёнка кучей игрушек, но не играют с ним, не учат  пользоваться этими вещами. В итоге вещи становятся заменителем внимания и  любви. 

Происходит компенсация: ребёнок в дальнейшем пустоту в  душе заменяет вещами. Неживой объект “помогает” ребёнку справиться со  своими переживаниями и заменяет человеческие отношения. И, уже став  взрослым, он привыкает к такому образу жизни. 

Фрустрированная,  т.е. неудовлетворенная, потребность в любви вызывает смутное тревожное  состояние, возникает поисковая активность. Человек ищет что-то, сам не  понимая что именно. 

И тут возникают маркетологи с решениями всех проблем.

Маркетинг в каком-то смысле заточен на наши  фрустрации, и потребление товаров может являться неким наркотиком,  снимающим боль пустоты.

То, что не было определено в детстве, т.е.  осмысление предметного мира, понимание сути вещей, маркетологи  подменяют своими рекламными образами. Вещи нагружаются смыслами, которые  не отражают их утилитарной сути, мистифицируются.  Так и появляются:  дезодоранты, на запах которых “сбегаются все тёлочки”; платья, в которых  “ты богиня и королева”; айфон, с которым “ты будешь уникальным и самым  крутым” и прочие штуки, что сделают тебя счастливым, успешным,  статусным… 

Зачастую люди покупают не какие-то товары, а те смыслы и эмоции, что в них заложены рекламистами и маркетологами. 

На  этой почве и растут такие поведенческие  отклонения, как ониомания,  фетишизм и т.п. Важно отметить, что такие аддиктивные расстройства, как  алкоголизм, наркомания, нарушения пищевого поведения, компьютерная и  игровая зависимость, - все они из той же серии, их также можно отнести к  потребительским девиациям.

Ониомания (от греческих onios — для продажи, mania —  безумие) была определена как “хронические, повторяющиеся покупки  реактивного характера в ответ на негативные события или чувства”. Термин  был введен в научный лексикон в США в 1915 г., а позднее такое  поведение было отнесено к другим формам зависимостей, например,  алкоголизму, клептомании и пиромании, определяясь как “импульсивное  безумие”. Это также маниакальные и неконтролируемые расходы на  потребление, не связанные с непосредственными потребностями, когда  приобретенные вещи, скорее всего, никогда не будут использованы в  будущем.

Значительное количество современных западных потребителей  страдают от такого расстройства личности. К примеру, ониомания  фиксируется у 8 % населения США, 9 из 10 людей с такими расстройствами  это женщины. Общий объем импульсивных покупок в США составляет сегодня  примерно 4,2 млрд. долларов в год, и в некоторых потребительских  сегментах занимает до 80% всех продаж. 

А сколько  незафиксированных случаев такого расстройства? Каждый из нас в той или  иной степени проявляет такое поведение. И наиболее характерно это для  женщин. 

Фетишизм - ещё одно расстройство, на котором паразитируют  целые корпорации, типа Apple, или даже целые отрасли, типа  фэшн-индустрии. Погоня за модой, за брендом становится навязчивой,  сверхценной идеей. Обладание предметом превращается в культ. 

Любую  страсть к потреблению (фетишизм) Ж. Бодрийяр считает смягченным модусом  сексуальной перверсии. Вещь выступает как нарциссический эквивалент «Я»  владельца, и если вдруг предмет будет утерян или поврежден, то это  будет обозначать символическую кастрацию – «нельзя же одолжить другому  свой фаллос». 

Есть ещё такой феномен, как неумеренное  потребление, когда поведение становится полностью деформированным. В  сети есть даже такой ярлык для этого - “потреблятство”, иногда это  называют вещизм. Личность деформируется в зависимости от своей основной  мотивации - потреблять. Это становится смыслом и единственной целью в  жизни. Такие люди постоянно отслеживают скидки и распродажи, конкурсы с  ценными подарками и т.п. Тут уже характерно не столько фиксация на  вещах, сколько на процессе их приобретения.

По словам Ж.  Бодрийяра, у современного потребителя ментальность как у примитивных  народов, верящих во всемогущество знаков и занимающихся «накоплением  знаков счастья». 

Восприятие мира у человека постмодерна искажено.  Раньше человек существовал в естественных циклах природы, формирующих  циклы сезонности потребления. Вещи жили дольше, чем поколения людей,  некоторые артефакты даже имена собственные получали, как например,  клинки. Ещё полвека назад вещи передавались по наследству, сейчас всё  иначе.

В обществе потребления природные циклы заменены на  искусственно заданные циклы морального устаревания товара. И человек  видит перманентный процесс моральной смерти товаров. Он живёт в этих  навязанных циклах, синхронизируется с ними. Отсюда и гонка потребления,  гонка за модой, “крысиные бега”...

Лечиться от зависимости, типа  алкоголизма или наркомании, - очень сложный процесс, и случаи излечения -  редкость. Что касается потребительских девиаций, то такая терапия может  происходить гораздо сложнее, ведь капиталистический мир полностью  заточен под потребление, и вынуть больного из этой среды невозможно. Это  не только его образ жизни, это система. Мы ведь не можем обязать  производителей не эксплуатировать неврозы потребителей, не наживаться на  них. Или можем?.. ;)

Поскольку корни проблемы не только в социальной, но и в  области личностной, то помощь может быть направлена на работу с  мотивационной и ценностной сферой личности. 

Конечно, во всех  подобных нарушениях поведения помогает осознанность. Легче противостоять  мотивам, если понимать, что они навязаны извне. С другой стороны легче  докопаться до сути: что скрывается за этой проблемой, что она  компенсирует. Легче понять, почему возникает реактивность,  импульсивность в поведении, когда потребности и мотивы поведения  осознаются.


promo nilloleg april 22, 2016 09:17 15
Buy for 20 tokens
Видите эту юную, глазастую девушку на фотографии? Красивая, не так ли? Не заглядывая в статью, попробуйте представить, чем занимается эта милая девушка с Сахалина с зашкаливающей няшностью, так сказать? Просто забейте в поиск «катя кловер», уберите безопасные настройки и…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded