Нил Олег (nilloleg) wrote,
Нил Олег
nilloleg

Categories:

Матрица будущего от Электроника: Путь к человечности

Давно не брались в блоге Неразбуддизм за разбор киноматриц. Да вообще давно блог молчал;) Ну, с наступившим всех! Поехали!

Понятно, фильм мы берём лишь как повод сказать об очень важных вещах. Хотя сам по себе фильм это и есть повод задуматься об это важном.

Мы выросли из советского кинематографа. Он формировал наше восприятие настоящего и будущего.

Кинематограф — мощнейшее орудие управления мировоззрением, ведь «из всех искусств для нас важнейшим является кино». Образы будущего, созданные в советской фантастике, особенно в детской, это прекрасный повод взглянуть в настоящее. В наше настоящее, которое когда-то было будущим. А заодно и попробовать взглянуть и за горизонт будущего.

По сути, разбор будет не столько о фильме, сколько о нашей русской матрице с т.зр. концептуальной и аналитической психологии. Попробуем копнуть глубже, чем даже сами создатели наших культовых фильмов. И, кстати, анализировать таким образом можно чуть ли не все т.н. «культовые» фильмы, иначе — фильмы-мемы или фильмы-мемплексы.

Речь, конечно, пойдёт (исходя из специфики нашего блога) не о технологических прозрениях советских фантастов-футурологов, и не о творческих полётах мысли кинематографистов, а о тех матрицах, которые выстраивают будущее через коллективное бессознательное (КБС). В данном случае о матрице человечности Сыроежкина-Электроника.

Фильм этот до сих пор смотрится всеми поколениями, причём многие его пересматривают многократно, он для нас столь же культовый, сколь и «Белое солнце пустыни», «Бриллиантовая рука», «Кин-дза-дза» и др. Культовыми стали и песни из фильма, разошлись в народ и цитаты. Словом, культурный код фильма тесно вписался в русскую культуру, став не просто мемом, а целым мемплексом.


Матрица в «Электронике», если помните, выстроилась очень вдохновляющая, добрая, очень человечная. Основной нравственный посыл фильма: «стать человеком», о чём постоянно говорят герои и поётся в финальной песне — не намёками, а прямым текстом.

Попробуем разобраться, что же там такого в этом фильме, что он так цепляет. Цепляет за то самое бессознательное. Плюс к тому в фильме есть и второй смысловой ряд, не менее интересный, чем в других культовых фильмах советского кинематографа. В отличие от фильмов Голливуда, кстати, матрицы в наших фильмах, что называется, выстраивались по наитию. Т.е. советские художники часто подключались к КБС без особых методов и технологий и создавали матрицы будущего без произвола и в русле Промысла. Да, такое часто происходило и у голливудских режиссёров, но всё-таки они зачастую создавали матрицы разрушительные. Причём использовались технологии специального программирования, накачивания определённых матриц.

Как режиссёрская работа, возможно, «Приключения электроника» не шедевр, но в целом фильм культовый по многим причинам. Как и «Чародеи», которых снял тот же режиссёр — Константин Бромберг.

Экранизация «Приключения Электроника» не похожа на одноимённую книгу Евгения Велтистова (там есть много своих интересных посылов, пересекающихся с фильмом). Также как и «Чародеи» не похожи на «Понедельник начинается в субботу» Аркадия и Бориса Стругацких. Версия облегчённого сюжета «Приключений Электроника» позволила создать интересную матрицу. Понятно, что режиссёр вряд ли думал, что он как-то влияет на будущее, или осознавал, как именно он может на оное повлиять. Тем более вряд ли предполагал, что такая матрица даст всем нам лучик надежды в будущем.

Несмотря на некие недочёты, фильмы смотрятся здорово, т.к. сюжет, музыка и большинство актёрского состава, что называется, спасают. Несмотря на то, что оба фильма как бы формально не о будущем, но оба с фантастическими сюжетами.

Если понимать, как работает матричное или бесструктурное управление, то кино, как один из его инструментов, оставляет в КБС некие образные закладки, которые мы и обозначаем как матрицу. Те послания потомкам, которое оставляет художник через КБС, зачастую непонятны для него самого. Почему столь важен для нас, например, Пушкин? Именно потому, что символически выражал для нас очень глубокие смыслы (их у него в произведениях было не по два ряда, а в несколько слоёв), раскрывал архетипы — ту часть КБС, которая в обычной жизни прячется среди суеты. Но, по сути, является стержнем всей нашей жизни.

Итак, разберём Электроника по винтикам…

Начало. Тень и Персона

Премьера фильма состоялась 23 марта 1980 года в кинозале одесского санатория «Украина», а 2 мая того же года фильм вышел в телеэфир.

Интересно, что фильм впервые демонстрировался в день весеннего равноденствия. Намеренно запущен он был столь синхронично или «так получилось»?.. Ну, для КБС случайность — это непознанная закономерность. Не буду вдаваться в детали, что значат в солнечных культах точки равноденствия и солнцестояния, просто отметим этот тонкий момент.

Сюжет всем известен. Строится на типичной подмене и комизме ситуаций и положений. Двойники фигурируют как в комедиях, так и в трагедиях. Часто двойник в литературе несёт негативный оттенок. Иногда даже — демонический. Например, доппельгангер, появляющийся как тёмная сторона личности или антитеза ангелу-хранителю. У.Шекспир, А.С.Пушкин, Э.Т.Гофман, Н.В.Гоголь, Ф.М.Достоевский, М.А.Булгаков, Е.Л.Шварц и т. д., — все каким-либо образом брались за рассмотрение двойника.

Сюда же стоит отнести также двуликого Януса. Очень глубокий образ. Это древний бог, который перешёл в римский пантеон от этрусков и славян, у которых он имел не два, а четыре лика, звали его Ани или Свентовид или Миробог. И праздник Януса — януарии. У славян аналогичный праздник — колядки, сейчас трансформировался в нынешний Новый год. Этимология имени связывается с yana — путь. Обратим внимание, что у Юнга к Тени и Персоне добавляются ещё два архетипа: Анима и Анимус — два лика мужского и женского, что в итоге даёт четвёрку.

В вышеупомянутой повести бр.Стругацких «Понедельник начинается в субботу» Янус превратился в загадочную фигуру Януса Полуэктовича Невструева, директора института, единого в двух лицах. Янус Полуэктович — один человек, но в одном лице он живёт, как и все остальные люди, из прошлого в будущее, а «второе лицо» возникло после того, как в будущем он поставил удачный эксперимент по достижению контрамоции и начал жить из будущего в прошлое.

В комедиях двойники бывают разными. Сравните героев «Джентльмены удачи», «Принц и нищий», «Иван Васильевич меняет профессию» и т.д. Каждый художник интерпретирует по-своему.

Архетип двойника — весьма интересный феномен в психологии. Наше подсознание и есть двойник. Юнгианская Тень, фрейдистское Оно. Скрытая часть психики человека, его тёмная неисследованная часть души. Мрачная она или светлая уже зависит от самого человека.

Больше даже скажу: коллективное бессознательное тоже содержит коллективную Тень человечества. Конечно, в КБС помимо Тени есть и другие архетипы. Но в данном случае мы разберёмся с этим интересным феноменом.

Если ещё не поняли, к чему всё это, то разъясню. Режиссёр нам выдал такой намёк, что наша (в данном случае советского, русского народа) коллективная Тень выйдет из КБС. Исходя из нынешних событий, это уже происходит.

Заметим, что обычно у человека Тень — это отбросы, мусор, часть психического опыта, который мы обычно отбрасываем, вытесняем из сознания. Тень становится мощной и сводит с ума, если отторгать её в себе. А в крайних случаях и вовсе персонифицируется в нашем окружении или даже приводит к раздвоению личности. Впрочем, не станем углубляться в психиатрию, а вернёмся к нашим железным друзьям.

И если выстроить аналогию, то Тень в виде Электроника на время занимает место Сыроежкина, и оказывается, что герой — просто сверхчеловек. Но Тень — это лишь двойник, и Герой решает возвратиться к своей социальной роли, вернуть себя. И теперь оба они идут к цели: «стать человеком». Они постоянно меняются местами, но Электронику не суждено стать человеком только путём подмены Сергея. Обратили внимание, что как только Сергей вернулся на своё место, у Электроника начинаются проблемы: он впал в депрессию, его похитили, завербовали преступники. Путь к человечности для Тени лежит через преступление — причём происходит неосознанно. А Сергей своё преступление пережил, и теперь путь к человечности для него — лишь комплекс сложных задач.

Чувствуете глубину процессов, описанных художником? Ведь кем на самом деле являются двое героев? Это символическое отражение нашего русского или советского народа в его двух ипостасях:

Народное «Эго» или «Персона» — Сыроежкин,

Народное «Альтер-Эго» или «Тень» — Электроник.

Т.е. первая ипостась — это та часть русской цивилизации, которая обычно осознаётся, на первый взгляд не особо талантливая, не особо нравственная, не особо умная, зато свободная в своих решениях. Вторая — это вытесненная, наделённая сверхспособностями: высочайший интеллект, огромная сила, скорость, бесстрашие и т.д., но несвободная в своих решениях, т.к. действует строго по заложенным программам, а соответственно является «чистым листом» с точки зрения нравственности, наивным и доверчивым, как ребёнок.

По сюжету со временем Сыроежкин понимает, что остался не у дел, поскольку андроид занял его место в жизни. Сработал эффект «обезьяньей лапы» — желание исполняется, но так, что от этого только хуже. Сознавая безысходность своего нового положения, Сергей решает «выйти из подполья», признавшись друзьям, что последнее время его в школе и дома заменял Электроник. Тут символически показано, что Тень и Персона не должны быть отделёнными друг от друга и не должны меняться местами.

Если помните, в каждом из нас эта Тень выходит на первый план в особо критических ситуациях, и тогда мы совершаем героические подвиги или совершенно безумные поступки. Кстати, такая Тень есть у каждой цивилизации, но у русского человека (в данном случае речь не о национальности, а о принадлежности цивилизации) она выходит гораздо чаще и мощнее.







И очень важный момент: Тень или Альтер-эго русского народа не является безнравственной, подлой или с корыстными мотивами. Подтверждением этого тезиса служат примеры двойников «Джентльменов удачи» и «Ивана Васильевича». Даже больше — двойники оказываются в каком-то смысле интереснее и нравственнее, чем главные герои. Директор детского сада или царь и нравственно и личностно выше, чем бандит или управдом, согласитесь.

С чем это связано, можно только гадать, но героизм русских воинов или учёных — это всегда нечто особенное, это всегда прорыв за грани непознанного, за грани возможного. Это атака одного тщедушного повара Ивана Середы с топором против танка и победа в этой стычке. Это пекарь Даниил Кютинен, который умер от истощения в блокадном Ленинграде, но так и не съел лишнего хлеба, чтобы спасти блокадников от голода. Это истребитель танков Иван Лысенко, в одиночку подбивший 15 вражеских машин. Это Николай Сиротинин, вооружённый пушкой и карабином, опять же в одиночку противостоявший 60 танкам и 200 чел. пехоты. А Дмитрий Овчаренко в рукопашной убивший и разогнавший (опять же с топором) 50 фашистских солдат и 3 офицеров. Да, таких героических примеров тысячи. Супермены? Не смешите! Супермены — это малые дети против таких вот Электроников, которые даже с топором могут победить любого противника, оснащённого по самому последнем у слову техники.

Но настоящим человеком не может стать ни одна, ни другая часть психики по отдельности, только в единстве.

Можно высказать предположение, что одна из этих сторон народа выходит на поверхность в разные эпохи, т.ск. меняется полярность. Если до сих пор обе эти стороны ранее постоянно сменяли одна другую: в языческий период выходила сторона условного Электроника, в период христианизации — условного Сыроежкина, потом периодически сменяясь, в имперский период — снова Сыроежкин, в советский — Электроник, и в 90-е снова — Сыроежкин.

Т.е. Тень и Персона постоянно менялись местом в сознании и подсознании. Это обуславливало и текущий символизм и идеологию этих эпох. Единства эти два архетипа достигали лишь в критические периоды: они частично воссоединились, например, в конце Великой отечественной войны и в послевоенные годы. И тогда в СССР был такой рывок в технологиях, в экономике, в управлении, какого история до того не знала, апофеозом которого стало покорение космоса. У меня личное предположение, что мы снова подходим к такому этапу воссоединения этих двух архетипов. И, пожалуй, это надолго. Надеюсь на то. Вообще грядёт эпоха Человечности.

В каком-то смысле это единство двух архетипов было явлено в фильме «Незнайка с нашего двора», где братья Торсуевы играли близнецов-волшебников. И эта матрица человечности была продолжена в этом фильме.

Почему, кстати, часто актёры, игравшие важные матричные роли типа Сыроежкина и Электроника, деревянного Буратино или гостьи из будущего Алисы Селезнёвой, не продолжали работу в кино? Скорее всего, именно для того, чтобы не разрушать те светлые образы, приближающие людей к человечности. И стоит и самих актёров и режиссёров поблагодарить за это.

Т.е. фактически мы сейчас в роли Сыроежкина переживаем сложнейшие уроки, расплачиваясь за свои преступления — ложь, глупость и лень.

Архетип отца

Тень и Персона, по сути, ничто без архетипа Супер-Эго или Самости, отражающего надсознательное, целостность. По сути, под этим непреходящим и могут объединиться Тень и Персона.

В фильме «Приключения Электроника» этот архетип представлен профессором Громовым. Тем самым, кто дал шанс воплотиться Тени в столь мощном образе. Кстати, замечательный артист Николай Гринько — уникален тем, что его самые известные роли всегда несут в себе элемент архетипа Отца-творца. Например, он же играл папу Карло в «Золотом ключике», он же играл отца Криса Кельвина в фильме «Солярис». Роли отцов или фигур подобных отцу или учителю ему вообще доставались очень часто. Понимаете, какой масштаб коллективного бессознательного стоит за этой фигурой? Почему выбор режиссёров падал именно на Н.Г.Гринько? Все эти роли достались ему по воле некоей странной синхроничности.




Теперь прикиньте, почему его памятник в Киеве разгромили свидомиты ещё в 2006 г.? Что же он им такого сделал? Что им вообще сделал архетип Отца, что они так реагируют лишь на актёра, который столь интересно эти архетипы отображал в кино? Ну, свидомиты вообще на фигуру Отца реагируют истерично. В вульгарном матриархатном обществе это понятное явление. А сколько ненависти вызывают памятники советской эпохи, если учесть, что Ленин — это отражение того же архетипа в форме главного Учителя. А уж архетип Отца народов вызывает просто нечеловеческие истерики…

Архетип Отца и Самости пересекается, в сновидениях часто именно в роли Отца или Учителя человек получает информацию от этого архетипа. В древних культах этот архетип выражался в образе главных божеств. Представьте себе, что профессор Громов — это такая своеобразная отсылка к Юпитеру или Перуну — повелителям грома и молнии. И нынешний профессор — тоже эдакий повелитель электричества, создавший электронного мальчика. Интересно, не так ли?

Мало того, это ведь и бог-творец, схожий с образом папы Карло. Тут чётко просматривается параллель с «Буратино». Даже нравственный посыл один: «стать человеком». В одном случае — из бревна деревянного, в другом — из чурбана железного.

Вообще архетип Отца в истории Руси был всегда основополагающим. Всегда в лучшие периоды для страны именно титулом Отец награждали правителя русской цивилизации. Этот титул заслужили, пожалуй, только Сталин и Иван Грозный. И именно эти две, по сути, сакральные фигуры так ненавидят те, для кого фигура Отца столь пугающая, что они даже с памятниками готовы воевать, лишь бы эта фигура не вставала в их подсознании. Вероятно, и В.В.Путин — это тоже некая реинкарнация этого архетипа из КБС. Пока это поняли только свидомиты с Украины, штатов и Европы, оттого и кипят по отношению к нему дикой ненавистью. Возможно, нынешний правитель русской цивилизации ещё раскроется как Отец, пока что он больше напоминает Учителя — тоже одну из форм Отца.

Могу сделать даже такое предположение, что именно в русской цивилизации архетип Отца обретает реальную мощь, т.к. у нас его невозможно затоптать или сделать ему обрезание, как на Западе, где он стал просто папой (сравните папу, попа и попу). Сколько не пытались поклонники модернизма и матриархата провести это обрезание народной памяти, но архетип Отца живёт и ведёт нашу цивилизацию к человечности.

Делаем вывод: единство трёх архетипов (Самость, Персона и Тень) и определит путь к формированию человека из балбеса, бревна или чурбана.

По ролям…

Не менее интересно и то, что все роли в фильме также отражают интересный второй смысловой ряд. Тут уже не только психологическая, сколько историческая составляющая. Не будем углубляться настолько, как до этого, пройдёмся по верхам.

Ассистентка профессора Громова — Маша. Особа эта меня не напрасно раздражала с детства. Если Громов — это своеобразное отражение жреческой составляющей русской цивилизации (тут стоит понимать не только лучшие умы учёных, но и управленцев, полководцев, общественных и религиозных деятелей), то его ассистентка — явное отражение той самой интеллигенции, которая это самое жречество пытается подменить собою любимой, привнося всюду лишние эмоции, дурацкое прихахатывание, наигранность и пр. Словом, актриса Е.Никищихина сыграла абсолютно достоверно, вызвав заслуженное раздражение.

44 школа. 44 — одно из «совершенных» чисел у пифагорейцев. Ненапрасное число как своеобразная подсказка.

Пятёрка ближайших друзей главных героев тоже — весьма интересное явление. Это 4 ближайших друга плюс 1 животное. Ну, символизм числа «5» — это опять же универсальное отражение сути человека в виде 5 его чувств (осязание, обоняние, слух, зрение, вкус). Графически это пентаграмма, также ставшая важнейшим символом советской власти. Это 5 элементов стихий китайской философии и т.д. Символизм числа «4» не менее интересен: это стороны света, стихии западной традиции, типы темперамента, типы по Юнгу, всадники Апокалипсиса и т.д.

1. Макар Гусев. Один из самых ярких актёров второго плана. Изначально антагонист, но затем защитник. По сути, архетип Трикстер.

2. «Профессор» Корольков. Яркий, очень начитанный. Мини-версия Громова.

3. Витя Смирнов. Незаметный, почти нераскрытый. Но закадычный друг.

4. Майя Светлова. Архетип Светлой Девы. Но Майя — это иллюзия (санскрит).

5. РЭССИ — редчайшая электронная собака, страус и т.д. Кличка реальной собаки — Чингиз.

Вот уж странный персонаж этот Рэсси. И тоже наделённый сверхспособностями. В фильме его способности несколько урезали. В книге есть интересный момент: Рэсси с изменённой программой служил бандитам, но на слово «друг» из уст Серёжи он перепрограммировался и снова стал на сторону правды. В фильме эту функцию самоперепрограммирования исполнил уже Электроник. В фильме отчётливо показан тандем электронных мальчика и собаки. И именно этот тандем становится символическим спасителем западной культуры в финале.

Вместе с двумя главными героями эти пятеро образуют семёрку, число не менее важное символически в русской и мировой культуре: дни недели, цвета радуги, ноты и т.д. Особенно важна семёрка в религиозной символике.

Зоя Кукушкина. Это мини-версия ассистентки Маши. Также вызывает раздражение. Видимо, ещё не научилась мимикрировать. Растёт смена…

Чижиков. В фильме его фамилию вечно путают, называя Рыжиковым. Очень интересный персонаж, который постоянно лезет во все сцены, вечно путается под ногами. Почему именно ему доверили несколько ключевых моментов в фильме? Забавный и неоднозначный персонаж — эдакое символическое изображение советских евреев (как самой динамичной части мирового еврейства). Вспомните, как в конце фильма рыжий еврейский мальчик Лившиц (в фильме то ли Чижиков, то ли Рыжиков, его вечно путают) говорит: «Вы что не знаете? Каникулы начались! Эх, ты, дядя!» Если серьёзно вдуматься, то дядя, под коим следует понимать ГП (это послание о товарищеском мировоззрении было послано глобальному управляющему центру специально, а было ли прочитано и правильно понято — тот ещё вопрос…), уже не может повлиять на мировое еврейство, т.е. теряет свой главный управляющий инструмент. Этот инструмент решает уйти на каникулы, повинуясь советскому расписанию уроков (читай — советской нравственной модели — товариществу). Также именно этот мальчик нашёл передатчик, т.е. можно предположить, что ключевую роль в воссоединении Тени и Персоны могут сыграть такие чижиковы-рыжиковы, эдакие микро- или нано-чубайсы. Также он вместе с Кукушкиной предлагает идеи спасения Электроника. Интересно, что именно Чижиков предложил запустить часы на старой башне. Символически именно мировому еврейству поставлена цель спасения цивилизации через библейский проект. Ну, мы видим, как они «справляются». Видимо, работают по принципу Мефистофеля: «творю добро, всему желая зла».

Васильев, тренер по хоккею. Ещё один намёк на «великолепную пятёрку». Хоккей, как и футбол — жреческие виды спорта. «Ростик», учитель физкультуры, это снова партнёр тренера по тандему. Если помните, Путин, как глава русской цивилизации тоже всегда работает в тандеме. Есть у него и свои пятёрки и не только в Ночной хоккейной лиге. Если в хоккее самая частая — Путин, Шойгу, Фетисов, Касатонов, Буре, то в большой политике это Путин, Лавров, Шойгу, Рагозин, Чуркин (тут отсылаю к старым материалам блога о жреческой сути русской цивилизации).

Семён Николаевич («Таратар Таратарыч»), учитель математики. Уж не на «Великую Тартарию» намёк. Или на титанический Ад с точки зрения древних греков. Это цивилизация, на развалинах которой мы и существуем, была нашим учителем.

Учителя в остальном достаточно картонные персонажи.

1. Литература. Григорий Ильич. Кстати, за этим учителем постоянно бегает Чижиков, который достаёт его своими графоманскими стихами и хочет в его литературный кружок.

2. Музыка. Забавляла и раздражала эта учительница. Дисциплина у неё на уроке просто отсутствует, сама она туповата и не в состоянии заставить детей работать. Чему там она их учит — непонятно. И как дети вдруг спелись и исполнили «Крылатые качели»? Исключительно благодаря Электронику.

3. Рисование. Также вызывает раздражение эта утончённая особа: «художник должен быть правдив».

4. Директор школы. К чему вообще этот персонаж? Для антуража?

На мой взгляд, что они все какие-то натянутые, далёкие от реальности и вызывают не вполне позитивный отклик — все они чем-то напоминают ассистентку Громова. Ну, не те идеи ведут нашу цивилизацию, соответственно не на тех учителей мы зточены. Пока не та история, не та физика, не та социология и психология, не та теория управления… Ну, это пока. Всё будет иначе. Приближение к человечности определит совершенно иной характер учительства.

Родители Сыроежкина. Такие же натянутые, слегка картонные персонажи, также вызывают не вполне позитивный отклик. Словно они у Серёжи приёмные. Неужели намёк на то, что мы опираемся не на те корни, из которых выросли.

Ну, учтите, что это лишь прочтение КБС, и всё можно интерпретировать несколько иначе, если у интерпретатора иной фильтр фосприятия. Может, есть и более адекватная точка зрения. Но пока — так.

Антагонисты

Примечательны персонажи отрицательные. Как и в каждом интересном сюжете, они неоднозначны. А шеф банды «работников в области искусства» — Стамп, изображённый гениальным Басовым, вообще шедеврален. С английского stamp — это либо марка, печать, клеймо, след, топот, либо stump — пенёк, культя, обрубок, огрызок. Интересно перекликается фамилия Стамп с Трампом, не так ли?

— Да нет у них кнопок, понимаете, шеф?

— Есть. У каждого человека есть кнопка. Тщеславие, жадность… тем более у робота!




Господский тип мировоззрения воплощён просто и с юмором. Очень доступно для восприятия и не вызывает негативного отклика. Таким и должен быть чёрный учитель — Трикстер. Стамп не плохой, он не ноль, он — некий символ нынешнего глобального олигархата (которого мы понимаем под всякими кланами ротшильдовских и рокфеллеровских — главных наших чёрных учителей). Очень способный управленец и организатор, который умеет использовать людей в собственных целях, т.к. разбирается в мотивации, т.е. может внутреннее человеческое животное заставить развиваться.

Стоит обратить внимание, как ему оказываются преданы его бандюганы. Ведь изначально все эти нулёвки, типа Урри, восторгаются и боятся Стампа. Как настоящего господина:

С тех пор для меня слово шефа — закон.

Вперед, никаких рассуждений!

Я только в одном глубоко убежден —

Не надо иметь убеждений.

Зато когда Урри в СССР сталкивается с товарищеским мировоззрением, то он начинает понимать, что господин хоть и выше холуёв (зомби или животных), но проигрывает настоящим товарищам. Потому Урри и становится в итоге на сторону Электроника.

«И всё-таки где же у него кнопка?» Помните этот стамповский мем? Он полностью раскрывает ущербность западной цивилизации, которая находит кнопку у каждого, а вот у русского найти эту кнопку никак не в состоянии. Не могут подобрать мотивационный ключик к уму и сердцу народов русской цивилизации, не могут иденифицировать наш генетический и цивилизационный код. А код простой — товарищеское мировоззрение, иначе — стремление к человечности. Не к липовому гуманизму, а к настоящей человечности. Подумайте, разница ведь колоссальная. И потому кнопка не нужна, мы ж не зомби, нас не включить и тем более — не выключить.

Конечно, много ещё символических деталей в фильме. Не буду углубляться в тему, если кому интересно, попробуйте сами рассмотреть персонажей книги и фильма как символические изображения неких реальностей. Вообще, если покопаться, то символизм можно найти везде. На то оно и коллективное бессознательное, чтобы всегда и везде расставлять знаки. А знаки соответственно укажут и на настоящее и на будущее. В том и задача любого художественного образа, который художник создаёт не из «своей головы», а как бы вынимает из копилки КБС — из того опыта, что накопился человечеством за все годы существования на Земле.

С песней по жизни

Ещё очень важный момент из фильма отметим.

В Приключениях Электроника» как бы два финала.

Первый финал, снятый в Прибалтике (тогдашней витрине СССР). Это матрица для Запада. Под песню «Бьют часы на старой башне» символ западного города — серебряный мальчик с собакой — спасает западную культуру. Сам этот финал уже даже не фантастический, а сказочный. Путешествие Электроника обратно на Родину происходит очень странно: вместе с Рэсси они телепортируются с крыши старинной башни. Действительно странно.




Символизм матрицы полностью раскрывается в песне:

Колокола

Бьют часы на старой башне,

Провожают день вчерашний

И звонят в колокола.

Провожая день вчерашний,

Бьют часы на старой башне.

Будет, будет даль светла!

Бой часов, как ключик золотой,

Двери утра весело открой,

Окна утра настежь распахни,

Сумрак ночи с улиц прогони!

Бьют часы на старой башне.

То, что ночью было страшно,

Светом залито дневным.

То, что ночью было страшным,

Стало теплым и домашним,

Стало милым и смешным!

Бьют часы на старой башне.

В этом мире должен каждый

Ни спешить, ни отставать.

В этом мире должен каждый

Слушать время и отважно

В ногу с временем шагать.

Красиво, ничего не скажешь. Но так ли уж мило и смешно? Посмотрим, что скажет по этому поводу закон времени, неумолимый и суровый к тому, что идёт против Промысла. Какую отметку за невыученные уроки получит западная цивилизация? Догадаться нетрудно.

Песни поэта Юрия Энтина и композитора Евгения Крылатова — это, конечно, шедевры, которые до сих пор поются всеми и воспринимаются всеми поколениями на ура. Местами они вытаскивали из КБС очень странные матрицы. Вообще стоит отдельно последить за творчеством поэта Энтина, под влиянием которого растут все нынешние поколения, т.к. его стихи присутствуют чуть ли не во всех нами любимых детских фильмах. Очень неоднозначный поэт.

Все песни в фильме с подтекстами: Ссылка

Интереснее история со вторым финалом, снятым в Одессе у как бы московской школы. Финал, как бы снятый для нашей цивилизации, оказался словно отложенным во времени.

После первых демонстраций фильма на центральном телевидении заключительная песня «Ты — человек» была вырезана. В итоге третья серия, в отличие от первых двух серий, заканчивалась без финальных титров, т.к. песня являлась их фоном. В этой версии после того, как Электроник и Рэсси идут к школе, а вокруг них собирается толпа, сразу следовал финальный эпизод с Чижиковым («Как, вы не знаете? Каникулы начались! Эх ты, дядя!»), который в исходной версии идёт уже после титров.

Песню вернули в фильм только в 1988 г., однако, не целиком: во время звучания припева после третьего куплета происходит срыв музыки и титров. Самое примечательное, что срыв титров есть также и в первых двух сериях, причём в одном и том же месте. На данный момент только версия со срывами в титрах всех трёх серий выходит на DVD.

Почему так было сделано? Некий обрыв матрицы. Основное резюме фильма, выраженное в этой прекрасной песне, словно обрезали, дабы оно максимально осталось неосознанным.

Вчитайтесь и вдумайтесь. Это очень мощно.

Песня о человеке

Куда подует ветер,

Туда и облака.

По руслу протекает

Послушная река.

Припев:

Но ты человек, ты и сильный, и смелый.

Своими руками судьбу свою делай,

Иди против ветра, на месте не стой!

Пойми, не бывает дороги простой.

Где рельсы проложили,

Там ходят поезда.

Куда пастух погонит,

Туда бредут стада.

Теперь не доверяют,

Как прежде, чудесам.

На чудо не надейся,

Судьбой командуй сам!

Ведь ты человек, ты и сильный, и смелый.

Своими руками судьбу свою делай,

Иди против ветра, на месте не стой!

Пойми, не бывает дороги простой.

Если сравнить с «формулой Сыроежкина», которую он выдал вначале фильма, то разница немалая:

Чтоб стать, говорят, человеком,

Шагать надо в ногу с веком.

А мы не хотим шагать,

Нам хочется гулять!..

Отсроченная во времени матрица человечности — это ещё один пройденный урок — те самые лихие 90-е. Расплата за отказ от товарищеского мировоззрения. И ладно бы было выбрано господское мировоззрение, но вместо него выбрано было полное отсутствие мировоззрения как такового. Но уроки пройдены, учтены, а выбор, отсроченный на 44 года со дня выхода фильма станет очевидным и общепризнанным нескоро — весной 2024 г. Подождём, недолго осталось.

Кто же там станет человеком, настоящим Человеком? Не только «электронный мальчик», но и мальчик обычный — Сыроежкин. Сыроежкин как коллективный образ советского маленького человека, растущего и развивающегося.

Так что же за горизонтом будущего? На чудо не надейся, судьбой командуй сам!






Tags: архетип, искусство, матрица, мои статьи, прогнозы, психология, символы
Subscribe

promo nilloleg april 22, 2016 09:17 15
Buy for 20 tokens
Видите эту юную, глазастую девушку на фотографии? Красивая, не так ли? Не заглядывая в статью, попробуйте представить, чем занимается эта милая девушка с Сахалина с зашкаливающей няшностью, так сказать? Просто забейте в поиск «катя кловер», уберите безопасные настройки и…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments